Не интересно!





Этика есть учение о морали

Этика есть учение о моралиМораль предстаёт предметом этики.  Этика возникает в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина.  Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ .  Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон, Аристотель, Сенека, Марк Аврелий, Августин Блаженный,  Б. Спиноза, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Швейцер.  Этикой занимались все крупные русские мыслители.  На развитие морали и этики огромное влияние оказали идеи моралистов, т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубокое понимание известных нравственных принципов.  К числу  великих моралистов человечества следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.

 

Существует, однако, и попытка сделать этику «научной», оторвав её от такой мировоззренческой, «ненаучной» формы как философия. - Подобная тенденция наблюдается в позитивизме, который пытается сделать из этики строго верифицируемую научную дисциплину.  Но в результате из их этики уходит мораль и остаётся «этика без морали». Считается, что термин «этика» ввёл Аристотель для обозначения особых добродетелей характера в отличие от дианоэтических добродетедобродетелей разума. 

Он же создаёт  и теорию об этических добродетелях – этику.  И здесь содержится важная мысль, которая окажет влияние на дальнейшее развитие этики и психологии, а именно: человеческий интеллект состоит из двух важнейших частей – разума и нрава.  Разум включает в себя мышление, память; нрав – чувства, волю.В отличие от во многом стихийно формирующейся нравственности, этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятельность.  Но теоретически она решает и многие из практических вопросов, которые возникают перед человеком в жизни и которые связаны с проблемами долга, добра, зла, смысла жизни и т.п.  Этика рационально осмысливает, развивает и формализует  некоторые интуитивно очевидные для нас истины о нравственных ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений.  И это очень важная, нужная и сложная работа. 

Так, например, крупнейший американский этик XX века Дж. Ролз свою довольно-таки сложную концепцию «справедливости как честности» строит на двух, интуитивно принимаемых как справедливые, принципах – принципе «равенства исходных позиций» и принципе «компенсирующего преимущества» для менее преуспевающих членов общества.  Поэтому традиционно этику ещё называют «практической философией». Этика, возникнув в философии, тем не менее не выделилась в особую науку типа социологии, психологии.  Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично  связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. 

В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций! В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два рода проблем.  Один род проблем связан с нормами,  принципами,  ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания и т.д. 

Этими вопросами занимается нормативная этика.  Именно нормативная этика даёт нам специфическое моральное знание, для восприятия которого важны как деятельность ума, так и чувств, интуиции, т.е. «деятельности сердца», как подобная деятельность определяется в русской этике.  Это знание часто может не восприниматься чисто рассудочно, потому «образованные» люди могут оказаться более глупыми в нравственном смысле, нежели «простые», но чуткие сердцем люди. Нравственное знание, таким образом, передаётся в разной форме, а не только в сугубо понятийной, научной.  Оно может передаваться в притчах, нормах, пословицах, сказках, былинах, мифах и т.п.  Не случайно новые представления о добре и зле Господь Иисус Христос передал в форме притч.  Особую роль в нормативной этике играет проповедь как специфическая форма передачи нравственно-нормативного содержания.  Эта форма давно оценена по достоинству церковью, но может быть и светская проповедь. Второй род проблем в этике – это собственно теоретические вопросы о сущности морали, о её происхождении, законах развития и т.д.  Данными вопросами занимается теоретическая, или дескриптивная, этика.  Данная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообразен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти две разновидности этики диалектически взаимосвязаны.