Основные функции морали, их анализ

Важнейшая функция морали – регулятивная.  Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности.  Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к Богу.  И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек. Как всякая определённость мораль накладывает ограничения на свободу воли.  Но моральные ограничения выделяются среди других вследствие их всеобщности и значимости.  В самом деле, в праве существует принцип, согласно которому разрешено всё, что не запрещено.  Вот эту сферу свободы и контролирует мораль, «заполняет» её своими понятиями свободы, долга, добра, зла.  Кроме того, мораль регулирует и ту сферу действий человека, которая подконтрольна праву.  Поэтому сфера регуляции морали шире, нежели у права.  Например, право не оценивает самоубийства, ибо это бессмысленно, – нельзя приложить никаких правовых санкций к мёртвому человеку.  Мораль же оценивает самоубийц, так согласно православной традиции самоубийц хоронили вне кладбища, за кладбищенской оградой. Мораль отличается от права и по субъекту регуляции. 

 Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности.  Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ.  Мораль отличается от права и по своим санкциям.  Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам.  Так, право опирается на государство, а мораль – на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства совести, долга, справедливости, любви и т.п.  И ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали – общественное и личное осуждение. мораль, с одной стороны,  предполагает свободную личность, а, с другой – формирует свободную и ответственную личность.  Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и  вопреки обстоятельствам.  Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности.  Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстаёт как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором  развития подобной положительной свободы. Следующей функцией морали считается оценочная функция. 

Мораль не только регулирует поведение человека, но одновременно и оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла.  Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная.  Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. Существует определённая проблема, состоящая в том, почему человек должен выполнять то, что оценено как добро, если зло часто выгоднее для него?  Другими словами, почему добро предстаёт одновременно и долгом?  Другая проблема здесь – это проблема сущности долга, его природы.

Долг можно определить как осознание человеком какого-либо требования как своей личной нравственной обязанности.  Долг выступает всеобщей субъективной формой осознания моральных ценностей.  Кант, марксистская этика связывали долг с несовершенством человека и совершенством морального требования.  С этой точки зрения получалось, что для святого требования морали утрачивали свой долженствующий характер и выступали как естественные.  Однако нравственный опыт человечества свидетельствует, что для подлинно нравственного человека долг возрастал по мере более глубокого постижения добра.  Долг есть «обратная» сторона добра, и существует неразрывная связь добра и долга.  Нельзя для человека отделить долг от добра, как и добро от долга.  И в этом есть нечто таинственное. Здесь находит своё проявление тот естественный нравственный закон, о котором речь шла выше. Логически противоречий между добром и долгом не должно быть, могут быть противоречия лишь между разными видами долга.  Примером таких противоречий может быть противоречие между общественным долгом и семейным для отдельных лиц. Если же противоречие между добром и долгом возникает в нравственном сознании человека, то это свидетельствует о несовершенстве его или окружающей действительности, или того и другого одновременно.  Как в таком случае поступить человеку?  Что выбрать: добро или долг?

Вопрос о соотношении добра и долга по-разному решался в этике.  Есть деонтическая этика, отдающая предпочтение долгу перед добром.  Примером такой этики является этика Канта, марксистская этика.  Человек по Канту не должен делать выбор, руководствуясь нравственным чувством добра, – это всё должно быть изгнано из морали как нечто чрезвычайно субъективное.  Человек должен основывать свой выбор на идее долга, руководствуясь только суровым чувством долга.  в морали большую онтологическую значимость имеет добро. Долг, как отмечено, есть лишь субъективная форма осознания добра.  И правы были русские этики, утверждавшие, что при противоречии добра и долга предпочтение надо отдавать добру.  Но добро должно быть правильно понятым.  И делая подобный выбор не надо стремиться освобождаться от противоречий в сознании, в частности и от рассматриваемого сейчас противоречия между добром и долгом.  Совесть наша не должна быть спокойной! Следующая важнейшая функция морали – воспитательная.  Цель нравственного воспитания состоит в формировании  духовной личности, способной к самосовершенствованию.  Такая личность предстаёт свободной и ответственной.  В целом, проблема нравственного воспитания – это отдельная тема. Морали присуща и познавательная, или гносеологическая, функция.  В самом деле, мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях.  Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире.  Нравственность часто приводит человека и к постижению Бога.  Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души.  У морали есть и мировоззренческая функция.  Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.  Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом.  Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни.  Мораль придаёт силу  человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам.  Истинная мораль всегда оптимистична.