Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!




Понятия добра и зла в этике. Зло и грех

С содержательной стороны моральные ценности предстают ценностями добра и зла.  Все моральные ценности являются ценностями добра и зла как таковых, а также различных их конкретных форм.  Иными словами, мир моральных ценностей – это ценности добра и зла - как ценности справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д.  И здесь сразу же возникают такие кардинальные вопросы для этики, как вопросы: «Что есть добро?» и «Что есть зло?», «Какова природа отрицательных моральных ценностей?».  Это всё традиционные для этики вопросы, по которым, однако, этики всегда пытались и пытаются сказать нечто нетрадиционное. Почему понятие «добра» неопределимо?  Прежде всего, потому что оно предстаёт простым понятием, таким же как, например, понятие «жёлтое».  Можно согласиться с тем, что именно простота добра как его единство, цельность, а также его крайность как «угла», на котором строится всё здание морали, и единственность и определяют его неопределимость. Но определённое единство и единственность свойственны любой нравственной ценности, и потому можно предположить, что и любая моральная ценность до конца не определима. В самом деле, как при попытке определить добро или зло, так и при определении производных, конкретных моральных ценностей, всегда остаётся в них «нечто» невыразимое адекватно в языке, но осознаваемое нами на уровне чувств, интуиции, что составляет их такое специфическое, сущностное качество, как определённая моральность. «добро есть наиболее общая положительная моральная ценность», а «зло – наиболее общая отрицательная моральная ценность».  Рассматривая далее добро как определённое качество реальных явлений, можем отметить, что содержание добра проявляется через совокупность различных конкретных моральных ценностей. 

И что со стороны сущности любая конкретная моральная ценность есть, прежде всего, ценность добра или зла.  Само же добро  предстает как совокупность полноты бытия, единственности и единства, которые, в свою очередь, проявляются через ценности жизни, личности, всеединства и т.д.  Аналогично и зло со стороны содержания предстаёт отрицанием полноты бытия, утверждением хаоса, множественности и эгоизма, которые, в свою очередь, разворачиваются в более частные ценности и т.д. Вопросы, касающиеся природы зла, сущности и содержания отрицательных моральных ценностей всегда были актуальными и сложными для тех этических учений, которые исходили из объективной природы добра, и особенно, если при этом утверждали и его божественную сущность.  Как всемогущий и благой Бог-Творец может допустить творение и существование зла?  Проблемы теодицеи воистину есть испытание нашей веры и разума! Концепции зла можно подразделить на два вида: монистические и дуалистическиеДуалистические взгляды на зло представлены в религиозных и идеалистических учениях, как, например, в зороастризме, у манихейцев,  Платона,  Шеллинга,  Бердяева и др.  С данной точки зрения в мире признаются два начала – одно доброе, светлое, отождествляемое с идеальным Богом, а другое – злое, тёмное, меоническое, часто отождествляемое с материей. 

Общим недостатком этих концепций является пессимизм в отношении возможностей добра, конечной победы добра.  Здесь, если даже отстаивается Божественная благодать, то ограничивается Божественное всемогущество. В монистических учениях о зле можно выделить материалистическое и идеалистическое направления при всей условности подобного деления.  В материалистическом направлении, примером чего может служить марксистская философия, признаётся материальная первопричина, действующая с естественной необходимостью, которая поэтому лишена нравственной ответственности.  Здесь отрицается метафизическое, физическое и трансцендентное зло и признаётся лишь социальное и нравственное.  Но поэтому и главными средствами борьбы со злом признаются только социальные и нравственные.  Однако неудача всех подобных социально-нравственных программ борьбы со злом, когда и сама нравственность понимается узко как субъективный или субъективно-объективный феномен, свидетельствует уже о её несовершенстве, что определяется, прежде всего, ограниченным представлением о самом зле.  Социальный и личностный факторы в противоборстве со злом необходимы, но не достаточны.  Собственно проблема зла в материализме не может получить глубокого осмысления, ибо зло здесь изначально преуменьшено. Наиболее сложна проблема зла для монистических религиозных и религиозно-философских учений, в том числе для христианского мировоззрения. Лейбниц признавал метафизическое зло (несовершенство), физическое (страдание) и нравственное (грех).  Он рассуждал таким образом, что Всемогущий и Благой Бог сотворил совершеннейший из возможных миров, иной бы не соответствовал природе Бога, и зло здесь имеет частный характер и является необходимым элементом для осуществления более общего добра. 

Зло, таким образом, относительно и необходимо.  Лучше, если будет грешник, который получит за грехи свои вечную кару, нежели мир явится менее совершенным, чем он есть.  В общем-то, это страшная логика, используемая радикальными социал-реформаторами всех цветов, признающих необходимость и уже потому оправданность временных жертв, хотя бы и очень больших и кровавых, ради будущего вечного блага. Итак, что есть зло как моральная ценность?  Может ли существовать отрицательная ценность сама по себе?  И не является ли зло лишь стороной, аспектом добра?  И может ли в действительности существовать добро без зла?  Не переходит ли часто добро во зло как и, напротив, зло в добро?  И где граница подобной метаморфозы?  И какова может быть природа зла, если признать вечность благого и совершенного Творца и Вседержителя? Несомненно, нужно признать реальность зла, которое связано с физическим  несовершенством,  психическим страданием, с нравственными проступками, с социальным насилием, метафизическими дьявольскими соблазнами.  Предметными субстанциями этих видов зла являются определённые, так называемые «отрицательные» свойства, страсти.  Зло определяется как наиболее общая отрицательная моральная ценность, которая представлена через совокупность конкретных ценностей.  Отрицательная ценность существует сама по себе как определённое качество, а именно как специфическое свойство прежде всего таких свойств, как уродство, насилие, эгоизм, злоба и т.п. Эти качества  «отрицательных» качеств не являются просто недостатком добра, а предстают по содержанию своему совершенно иными качествами. Относительное добро – это также всегда добро, а не зло, хотя и не полное.  Добро никогда не переходит во зло, хотя любая тварь, кроме ангелов, причастна добру и злу.  И той тонкой границы между добром и злом, о которой так много писали, нет, её нет как таковой в реальности.  Ценности добра и зла являются антагонистическими свойствами, существующими изначально различно в действительности или в возможности.  Когда утверждается, что вот данный предмет или данное свойство, отношение может быть добром и злом, то это может быть истинным, но это не означает, что добро может быть злом.  Просто данный конкретный объект или субъект предстают носителями ценности и добра, и зла.  В иной системе то или иное явление может предстать и в иных моральных качествах.  Так, например, и страдание, которое иногда ошибочно отождествляется со злом и которое действительно связано с определёнными видами «психического», морального зла, может быть сопричастно и высоконравственному добру. Крест как символ страдания предстаёт в то же время и символом нравственной жизни в данной заражённой злом действительности.  Так и через красоту и любовь зло может войти в человека и в мир.  Знаменитое замечание Ф.М. Достоевского о страшной силе красоты, в которой сходится божественное и дьявольское, и имеет в виду подобную диалектику добра и зла, жизни и смерти.  Сами ценности добра и зла трансцендентны.  Поэтому можно поставить задачу дереализации зла как достижения совершенства в своём роде, что достигается через совокупность определённых качеств, имеющих положительную нравственную ценность, и через совершенствование мира в целом.  Добро, несомненно, может существовать без зла.  Зло же не может существовать автономно, оно предстаёт лишь отрицанием добра, оно по сущности своей, по определению есть нечто разрушительное, а не созидающее, творческое.  Обычная ошибка в утверждении о том, что добро не может существовать без зла, как без своей противоположности, состоит в том, что здесь ценность добра и зла не отделяется от оценки добра и зла, т.е. совершается аксиологическая этическая ошибка.  Но и отрицательные оценки  могут быть таковыми не потому, что есть положительные, т.е. не через соотношение с ними, а потому, что есть отрицательные объективные ценности, специфическим выражением которых они предстают. Традиционно нравственные ценности и оценки рассматриваются как имеющие горизонтальную структуру:

в то время, как мир моральных ценностей имеет вертикальную       иерархическую структуру:

И положительная оценка может быть дана не через сравнение с отрицательной ценностью, а через соотношение с верхним положительным пределом или с моральным Абсолютом, или для верующего с Царствием Божием.  Равно как отрицательные оценки следует давать через соотношение оцениваемого факта с нижним пределом зла, с адом.

Зло необходимо правильно соотносить не только с добром, но и с грехом.  Несомненно, что всякий грех есть зло, но всякое ли зло есть грех?  понятие греха имеет два основных значения: религиозное, как нарушение религиозных заповедей, как преступление перед Господом; и светское, как предосудительный  проступок, за который, по определению слова «предосудительный», человек заслуживает порицания, за который он несёт ответственность В современном языке грех, как видим, имеет религиозное и нравственное значение, что предстаёт отражением их объективной взаимосвязи.  Понятие «греха», как оно функционирует в обыденном языке, можно и нужно использовать в этике как определённую категорию.  С нашей точки зрения, грех – это поступок, который есть творчество зла и нарушение принципа максимина, когда существует действительная или возможная свобода выбора. Во-первых, грех связан с нарушением добра, со злом, с творчеством зла, или сотворчеством, если действие не является осознанным поступком.  Грех, таким образом, не предстаёт просто пребыванием во зле, а есть созидание зла.  Во-вторых, греха нет там, где отсутствует действительная или возможная свобода.  Если действия предопределены естественной или социальной необходимостью, то хотя бы они и приводили субъекта во зло, они не являются грехом, и связанное с ними зло не греховно.  Грехи существуют разных видов.  Так, можно подразделить грехи на «вольные», которые всецело в сознательной воли человека,  «невольные», как непроизвольные, неосознанные и совершаемые под принуждением («подневольные»).  Грехи могут быть также моральные,  совершаемые над природой, собственной или внешней, нравственные, совершаемые перед обществом, и этические.  Этический грех мы творим в том случае, когда принимаем дополнительные нравственные нормы и связанные с ними обязательства (приносим обеты), а потом их нарушаем. Существуют также действия, качества, отношения, сущности, которые безразличны для греха, но не безразличны для добра или зла, что вообще исключено, учитывая всеобщность морали.  Подобные феномены можно определить как адиафорные.  Отношение зла и греха носит исторический характер.  Зло вошло в мир через грех.  В своей реальной жизнедеятельности никто не может всецело избежать зла, но можно и нужно избежать греха.

 

Похожие по смыслу:
  1. Этика Конфуция.
  2. «Золотое правило» в этике