Не интересно!





Природные, социальные и духовные основы нравственности

В морали, имеющей черты автономии и гетерономии, можно выделить природную, социальную и духовную основу. 

Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения.  В этике существует учение о естественном нравственном законе.  Это учение получило развитие в религиозной этике, в частности, в христианской этике К числу природных основ морали можно отнести и те моральные ценности, которые человек обнаруживает в природе и которые составляют её определённую моральность.  В природе существует некоторая предрасположенность к добру, к благу, хотя есть и природное зло.  И человеку важно видеть это естественное добро, которое осознаётся за каждой тварью и поступать в соответствии с данным сознанием. – Об этом пойдёт речь ниже, в следующих лекциях. В нравственности существуют и социальные основы.  К социальным основам нравственности надо отнести реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. 

Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы.  Нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества. 

 На развитие и существование морали оказывают огромное влияние такие социальные институты, как семья, право, государство, церковь. К социальным основам нравственности следует отнести и объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы.  Реально существующая нравственность существенно зависит от существующей в обществе экономики, политики, религии и других социальных систем.  В свою очередь, мораль оказывает на все сферы общества активное влияние, которое многообразно. Социальные основы есть и у субъективной нравственности, как то, что сформировалось в каждом отдельном индивиде в процессе его социализации.  Это его нравственные идеи, нормы поведения, его добродетели.  Актуальной остаётся проблема нравственного воспитания личности, однако, очевидно, что она не может быть решена вне общества. В морали есть и свои духовные основы. 

И это, прежде всего, духовная деятельность самого человека.  От человека требуется подчас огромное мужество, сила духа, чтобы противостоять злу, развить в себе нравственные качества.  Определённые нравственные искушения испытывали даже самые совершенные люди.  Религиозная этика признаёт в качестве духовных основ морали также Благодать Бога, через которую, считается, переданы человеку определённые нравственные положения, законы.  Здесь ссылаются на религиозный опыт человечества, в котором отражено подобное божественное происхождение некоторых нравственных предписаний.

 

Похожие по смыслу:
  1. Моральное измерение личности
  2. Моральное сознание, его структура
  3. Функции морали